«Участие прокуратуры района в муниципальном нормотворчестве»

 

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Реализуя вышеуказанные полномочия, прокуратурой Ржаксинского района в 1 полугодии 2018 года разработано и внесено в порядке законотворческой инициативы в исполнительные и представительные органы местного самоуправления 3 модельных проекта нормативных правовых актов:

1.) проект постановления «Об  утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения  (наименование муниципального образования), а также руководителем муниципального учреждения (наименование муниципального образования) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей», по результатам рассмотрения которого  принято 10 НПА;

2.) проект решения «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими муниципальные должности (наименование муниципального образования) на постоянной основе, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций, по результатам рассмотрения которого принято 8 НПА;

3.) проект решения  «Об  определении  должностного  лица,    ответственного за   направление   сведений  для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», по результатам рассмотрения которого принято 8 НПА.

         Таким образом, в порядке законодательной инициативы прокурором района в 1 полугодии 2018 года инициировано принятие 26 муниципальных нормативных правовых актов.

         Помимо разработки и внесения в органы местного самоуправления модельных проектов нормативных правовых актов, прокуратура района принимала участие в муниципальном нормотворчестве путем направления информационных писем с предложениями о необходимости приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов; представлений об устранении нарушений федерального законодательства, в т.ч. с указанием на необходимость принятия соответствующих НПА, а также путем проведения межведомственных совещаний по проблемам муниципального нормотворчества.

         В ходе надзорных мероприятий в отчетном периоде выявлялись пробелы в муниципальном нормотворчестве, связанные с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов.

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».  Согласно части 5.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

Законом Тамбовской области от 3 октября 2017 г. N 138-З, статья 1 Закона Тамбовской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Тамбовской области" изложена в новой редакции, согласно части 3 которой, администрация области (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Тамбовской областной Думы с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых администрацией области (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов представительного органа муниципального образования Тамбовской области с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

Данные изменения вступили в силу 15 октября 2017 года.

Однако, прокурорской проверкой, проведенной в январе текущего года выявлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства,  администрациями 11 поселений Ржаксинского района соответствующие нормативные правовые акты не были приняты, что нарушало права широкого круга лиц, в т.ч. избирателей.

В этой связи на выявленные нарушения в адрес глав муниципальных образований было внесено 11 представлений об устранении нарушений законодательства, все рассмотрены и удовлетворены, необходимые нормативные правовые акты разработаны и приняты. 11 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

С 1 января 2017 года вступили в силу нормы Федерального закона                 от 03.07.2016 № 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее – Закон № 277-ФЗ).

Внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменения повлекли необходимость разработки и принятия в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства ряда муниципальных правовых актов в сфере муниципального контроля.

Так, Законом № 277-ФЗ введена статья об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами.

Положениями пунктов 2 и 4 статьи 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»  установлено, что мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителем органа муниципального контроля. При этом порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля  с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утверждается уполномоченными органами местного самоуправления.

В связи с этим было необходимо разработать и утвердить Порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий, указанных в части 2 ст.8.3 Федерального закона № 294-ФЗ и порядок оформления должностными лицами органа  муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров.

Однако, проводимыми надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Закона,  администрациями 10 сельских поселений района и Ржаксинского поссовета соответствующие нормативные правовые акты своевременно не разработаны и не приняты, что нарушает права широкого круга лиц, в т.ч. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

         В этой связи прокурором района в адрес глав муниципальных образований в сфере нормотворчества внесено 11 представлени1 об устранении нарушений законодательства, все рассмотрены и удовлетворены. Допущенные нарушения устранены, соответствующие НПА разработаны и приняты. 11 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

         Помимо вышеизложенного, в рамках предоставленных полномочий, в 1 полугодии 2018 года прокуратурой района в органы местного самоуправления направлено 35 информационных писем, преимущественно содержавших предложения о необходимости приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов, в т.ч. административных регламентов.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" внесены ряд изменений, которые вступают в силу с 01.07.2018 года, касающиеся проведения приватизации муниципального имущества в электронной форме на электронной площадке.

В этой связи прокурором района представительным органам 11 поселений и муниципального района направлены предложения о внесении в план нормотворческой деятельности на второе полугодие 2018 года разработку и утверждение решения «О внесении изменений в Положение «О порядке управления муниципальной собственностью».

         Представительными органами 11 поселений предложения прокурора района учтены при утверждении плана нормотворчества на 2 полугодие 2018 года. Предложения, направленные в районный Совет народных депутатов, находятся в стадии рассмотрения.

         В целях повышения правовой грамотности муниципальных служащих органов местного самоуправления, а также улучшения качества подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов, прокуратурой Ржаксинского района в 1 полугодии 2018 года инициировано и проведено 3 межведомственных совещания по проблемам муниципального нормотворчества и 1 мероприятие по повышению квалификации и юридической грамотности работников муниципалитетов.

 

Помощник прокурора

младший советник юстиции                                                И.А. Болдырева

>