«Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов»

 

 

В силу ч.1 ст.9.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

         В период с 1 января по 28 июня 2018 года работниками прокуратуры Ржаксинского района проведена экспертиза проектов 366 нормативных правовых актов. Из них, в 32 проектах нормативных правовых актов выявлены противоречия действующему федеральному законодательству, по которым составлены отрицательные заключения. В 17 из указанных проектов установлено наличие коррупциогенных факторов. 

К примеру, в целях предупреждения принятия противоречащего действующему федеральному законодательству нормативного правового акта прокурором района принесено замечание на проект постановления администрации Большержаксинского сельсовета Ржаксинского района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка»  (далее –  проект АР).

Изучение данного проекта АР показало, что он не в полной мере соответствует федеральному законодательству.

Так, в преамбуле проекта правового акта указано, что АР утверждается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который утрачивает силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". В настоящее время в Федеральном законе от 21.07.1997 №122-ФЗ действует только статья 31.1., регламентирующая основания выплаты Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение.

С 1 января 2017 года государственная регистрация недвижимости и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Однако, ссылка на данный Федеральный закон в преамбуле проекта АР отсутствует.

В силу ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Статьёй 39.3. Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) определены случаи продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Статьёй 39.6. ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Статьёй 39.5. ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Статьёй 39.10. ЗК РФ, определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

В этой связи противоречат закону пункты 1.3.1., 1.3.2., 1.3.3. и 1.3.4. проекта АР, определяющие случаи предоставления земельных участков без проведения торгов: в собственность за плату, в собственность бесплатно, в аренду, в безвозмездное пользование, поскольку приняты с нарушением компетенции.

Таким образом, в изученном проекте АР содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, т.е. принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

В связи с этим, пп.2.17.1.6. пункта 2.17 проекта АР также противоречит пункту 6 ч.1 ст. 39.15 ЗК РФ согласно которому, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

Согласно п.1 ч.2 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В этой связи противоречит вышеназванной норме закона п.2.17.2. раздела 2.17 проекта АР, самостоятельно определяющий перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, приведенные в столбце 6 приложения №1 к настоящему административному регламенту.

Согласно п.3 ч.2 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка.

Однако, пунктом 2.17 проекта АР «Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель представляет самостоятельно» данный документ не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 11 Приказа Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7 "Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требований к их формату", заявление, представленное с нарушением настоящего Порядка, не рассматривается уполномоченным органом. Не позднее пяти рабочих дней со дня представления такого заявления уполномоченный орган направляет заявителю на указанный в заявлении адрес электронной почты (при наличии) заявителя или иным указанным в заявлении способом уведомление с указанием допущенных нарушений требований, в соответствии с которыми должно быть представлено заявление.

В этой связи противоречил законодательству п.2.23. проекта АР, которым предусмотрено возвращение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления.

На основании изложенного отрицательное заключение 30.03.2018 года направлено прокурором района главе администрации Большержаксинского сельсовета с целью приведения проекта НПА в соответствие с требованиями действующего законодательства.

         По аналогичным основаниям главам администраций сельских поселений направлено 10 отрицательных заключений, которые учтены при разработке проектов АР.

         В целях обеспечения законности принимаемых представительными органами муниципальных образования решений о внесении изменений и дополнений в Уставы, в отчетный период прокуратурой района подготовлено 10 отрицательных заключений на проекты решений представительных органов сельских поселений района «О проекте решения «О внесении и дополнений в Устав муниципального образования» (принятие в первом чтении). Все рассмотрены и удовлетворены.

Девять отрицательных заключений принесены прокурором района на проекты решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований (во втором чтении). Все рассмотрены, соответствующие решения приняты с учетом замечаний прокурора района. На отчетную дату Управлением минюста области зарегистрированы решения о внесении изменений в Уставы Степановского и Большержаксинского сельсоветов Ржаксинского района Тамбовской области. 7 находятся на регистрации в Управление министерства юстиции РФ по Тамбовской области.  

         К примеру, изучением проекта решения Золотовского сельского Совета народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав Золотовского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области» установлено, что он не в полной мере соответствует действующему федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.

         Пунктом 10 Приложения к проекту решения предлагается статью 18 Устава изложить в новой редакции «Статья 18. Публичные слушания, общественное обсуждение».

В силу пункта 1 части 3 статьи 38 Федерального закона № 131-ФЗ, на публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

         В этой связи, в предлагаемой Проектом редакции части 3 статьи 18 Устава после слов «Тамбовской области Российской Федерации» следует дополнить словами «или законов Тамбовской области»; в предлагаемой Проектом редакции части 4 статьи 18 Устава рекомендуется слова «Уставом сельсовета и (или) нормативными правовыми актами» заменить словами «нормативным правовым актом»; в предлагаемой Проектом редакции части 5 статьи 18 Устава слова «По проектам генеральных планов» рекомендуется заменить словами «По проекту генерального плана».

Кроме того, в предлагаемой Проектом редакции части 5 статьи 18 Устава необходимо установить конкретную форму участия граждан (общественные обсуждения или публичные слушания) в принятии решений по проектам и  вопросам, указанным в части 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

В случае закрепления в Уставе Золотовского сельсовета Ржаксинского района публичных слушаний в качестве формы непосредственного осуществления населением  местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, в наименовании статьи 18 проекта Устава слова «, общественное обсуждение» подлежат исключению.

         Пункт 17 приложения к Проекту решения лишен логического смысла в силу повествовательной незавершённости. Представляется необходимым изложить данный пункт в следующей редакции: «В пункте 3 части 2 статьи 32 Устава слова «планов и программ социально-экономического развития» заменить словами «стратегии социально-экономического развития сельсовета».

         Пункт 20 приложения к Проекту решения, которым предлагается пункт 4 части 1 статьи 35 Устава «Полномочия администрации сельсовета» изложить в новой редакции:

«4) разработка, рассмотрение, утверждению (одобрению) и реализация документов стратегического планирования;»,

противоречит пункту 4 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В этой связи, в изученном Проекте решения содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, т.е. широта дискреционных полномочий - наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления.

На основании изложенного, в адрес председателя Золотовского сельского Совета народных депутатов Ржаксинского района Тамбовской области прокурором района  06.06.2018 направлено предложение об устранении выявленного несоответствия федеральному законодательству, которое рассмотрено и удовлетворено. С учетом замечаний прокуратуры района принято решение от 16.06.2018 № 278 «О внесении изменений и дополнений в Устав Золотовского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области», которое направлено в Управление министерства юстиции РФ по Тамбовской области на регистрацию.  

Два отрицательных заключения направлено прокурором района главе администрации Ржаксинского района на проекты постановлений:

- «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Ржаксинского района Тамбовской области субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные  перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с представлением отдельным категориям граждан льгот на проезд»;

- «Об определении на территории Ржаксинского района границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», которые рассмотрены и удовлетворены.

К примеру, изучением проекта постановления администрации Ржаксинского района «Об определении на территории Ржаксинского района границ прилегающих территорий к организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» выявлен коррупциогенный фактор.

Так, согласно пункту 7 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425, способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.

Согласно письму Министерства промышленности и торговли РФ от 15 февраля 2013 г. N 08-237, в котором даны разъяснения  по типовым вопросам, касающимся применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, под способом расчета расстояния имеется в виду, каким образом осуществляется замер определенного метража (по прямой линии или по пешеходной зоне).

         Пунктом 3 Проекта предлагается установить способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в постановлении, до границ прилегающих территорий: по кривой линии от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в постановлении, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.

         Однако, действующим законодательством не определена конкретная методика измерения расстояний между объектами «по кривой линии», что позволяет двусмысленно толковать и произвольно применять данную норму.

         По тем же основаниям не соответствует законодательству пункт 4 Проекта, определяющий границы прилегающих территорий способом, установленным пунктом 3 Проекта (путем определения расстояния не менее 50 метров по кривой линии).

В этой связи в изученном Проекте наличествует коррупциогенный фактор, предусмотернный пп. «в» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 - юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

На основании изложенного прокурором района 07.02.2018 года в адрес главы администрации района направлено отрицательное заключение, которое рассмотрено им учтено при принятии постановления администрации района от 13.03.2018 № 144 «Об определении на территории Ржаксинского района границ прилегающих территории к организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции алкогольной продукции».

         Одно отрицательное заключение внесено прокурором района 13.04.2018 года главе администрации Ржаксинского поссовета по результатам экспертизы проекта постановления «О комиссии по делам несовершеннолетних», изучением которого выявлено противоречие Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Отрицательное заключение  рассмотрено и удовлетворено, НПА принят с учетом замечаний прокурора.

 

Помощник прокурора

младший советник юстиции                                                И.А. Болдырева

>