«Участие прокуратуры района в муниципальном нормотворчестве»

 

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Реализуя вышеуказанные полномочия, прокуратурой Ржаксинского района в 1 полугодии 2020 года разработан и внесен в порядке законотворческой инициативы в исполнительные органы местного самоуправления модельный проект нормативного правового акта «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство», который принят администрациями 1- сельских поселений, Ржаксинского поссовета и администрацией Ржаксинского района.

         Таким образом, в порядке законодательной инициативы прокурором района в 1 полугодии 2020 года инициировано принятие 12 муниципальных нормативных правовых актов.

         Помимо разработки и внесения в органы местного самоуправления модельных проектов нормативных правовых актов, прокуратура района принимала участие в муниципальном нормотворчестве путем направления информационных писем с предложениями о необходимости приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов; представлений об устранении нарушений федерального законодательства, в т.ч. с указанием на необходимость принятия соответствующих НПА, а также путем проведения межведомственных совещаний по проблемам муниципального нормотворчества.

         В ходе надзорных мероприятий в отчетном периоде выявлялись пробелы в муниципальном нормотворчестве, связанные с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов.

Так, в 1 полугодии 2020 прокуратурой Ржаксинского района проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части нормативного правового обеспечения организации предоставления муниципальных услуг.

Пунктами 2 и 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – ФЗ № 210-ФЗ), определены следующие основные понятия: муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления (далее – Перечень).

В силу требований статьи 13 ФЗ № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

         В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании разрешений органов местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных статьями 39.33 и 39.34 Земельного кодекса РФ.

         Пунктом 22 Перечня предусмотрено предоставление органами местного самоуправления муниципальной услуги - выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

         Однако как показала проверка, административный регламент предоставления указанной услуги администрацией Лукинского сельсовета на момент проверки не был разработан и утвержден.

Согласно части 4 статьи 303 Трудового кодекса РФ, работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

В соответствии с частью 3 статьи 307 Трудового кодекса РФ, работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

Пунктом 98 Перечня предусмотрено предоставление органами местного самоуправления муниципальной услуги – уведомительная регистрация трудовых договоров, заключенных (прекращенных) работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником.

Однако администрацией сельсовета административный регламент оказания данной муниципальной услуги на момент проверки не был разработан и не принят.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Статьёй 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ определён порядок реализации преимущественного права арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, на приобретение арендуемого имущества

Пунктом 173 Перечня, утв. распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р предусмотрена муниципальная услуга - предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.

Однако администрацией сельсовета административный регламент оказания данной муниципальной услуги на момент проверки также не был разработан и утвержден.

Выявленные нарушения стали следствием формального подхода должностных лиц, к исполнению возложенных на них в силу закона полномочий, связанных с реализацией Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010  № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», законодательства в сфере организации муниципального контроля, законодательства о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также в сфере трудовых, земельных и жилищных правоотношений.

         В этой связи прокурором района в адрес глав 12 муниципальных образований района были внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые рассмотрены и удовлетворены, необходимые административные регламенты предоставления вышеуказанных муниципальных услуг разработаны и приняты, к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц

Прокуратура Ржаксинского района

>