Участие прокуратуры Ржаксинского района в правотворческой деятельности органов местного самоуправления

Участие прокуратуры Ржаксинского района

в правотворческой деятельности органов местного самоуправления

 

В 1 полугодии 2019 года работники прокуратуры района принимали участие в правотворческой деятельности муниципальных органов 10 сельсоветов, Ржаксинского поссовета и Ржаксинского района.

На территории Ржаксинского района находятся 12 муниципальных образований (10 сельских поселений, Ржаксинский поссовет и Ржаксинский район), в соответствии с уставами которых прокурор района наделен правом нормотворческий инициативы.

Принятые в первом полугодии 2019 года органами местного самоуправления нормативные правовые акты прокурором района не опротестовывались.

         Проведенным анализом установлено, что в отчетный период органами местного самоуправления района принимались нормативные правовые акты преимущественно в сфере предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля.

         В 1 полугодии 2019 года сотрудниками прокуратуры района проведена экспертиза проектов 533 нормативных правовых актов ОМСУ.

Из них в 30 проектах нормативных правовых актов выявлены противоречия действующему законодательству, в 20 из которых установлено наличие коррупциогенного фактора. На указанные проекты НПА прокурором района принесены замечания (составлены отрицательные заключения). Все заключения прокурора рассмотрены органами местного самоуправления и удовлетворены, в принимаемые НПА внесены соответствующие изменения.   

         В целях обеспечения законности принимаемых представительными органами муниципальных образования решений о внесении изменений и дополнений в Уставы, в отчетный период прокуратурой района подготовлено 10 отрицательных заключений на проекты решений представительных органов сельских поселений района «О внесении и дополнений в Устав муниципального образования» (9 - на принятие в первом чтении, 1 – во втором чтении). Все рассмотрены и удовлетворены.

         В связи с выявленным противоречием проекта решения части 2 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» 1 отрицательное заключение подготовлено на проект решения Ржаксинского районного Совета народных депутатов Тамбовской области «О проекте решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Ржаксинского района Тамбовской области», которое находится в стадии рассмотрения.

Девять отрицательных заключений принесены прокурором района на проекты решений сельских СНД «Об утверждении порядка проведения смотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания»  (далее –  проект Порядка).

По результатам изучения проекта постановления выявлено его противоречие п.11 ст.55.24 ГрК РФ.

Кроме того, согласно пункту 6 проекта Порядка, оценка технического состояния и надлежащего технического обслуживания зданий и сооружений возлагается на межведомственную комиссию о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.7 проекта Порядка, комиссия осуществляет оценку технического состояния и надлежащего технического обслуживания здания, сооружения в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Однако, соответствующая межведомственная комиссия администрацией сельсовета не создана, соответствующие полномочия в межведомственную комиссию администрации района не переданы.

Таким образом, в изученном проекте решения содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, т.е. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

         На основании изложенного главам Богдановского, Каменского, Чакинского, Золотовского, Лукинского, Волхонщинского, Степановского, Пустоваловского и Большержаксинского сельсоветов прокурором района направлены отрицательные заключения, которые рассмотрены и удовлетворены. НПА приняты с учётом замечаний прокурора района.

10 отрицательных заключений подготовлено по результатам изучения

проектов постановлений «Об установлении порядка создания и использования парковок (парковочных мест)».

Установлено, что Приложением к Положению «Об установлении порядка создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах Волхонщинского сельсовета» определена методика расчета размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Волхонщинского сельсовета.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 30.12.2018, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся: определение в соответствии с предусмотренными пунктом 14 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона методическими рекомендациями методики расчета размера платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения, а также установление ее максимального размера.

Таким образом, определение методики расчета размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, с 30.12.2018 является полномочием органа государственной власти субъекта Российской Федерации –  администрации Тамбовской области.

Таким образом, в изученном проекте постановления содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, т.е. принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов при принятии нормативных правовых актов.

На основании изложенного, прокурором района на изученные проекты принесено 10 замечаний, которые рассмотрены и удовлетворены, НПА приняты с учётом замечаний прокурора района.

В отчетный период прокурором района разработано и внесено в порядке законотворческой инициативы в представительные органы местного самоуправления 2 модельных проекта нормативного правового акта:

1.) решения «Об утверждении Порядка взаимодействия органов местного самоуправления - __________ сельсовет и подведомственных ему муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими организациями»;

2.) постановления «Об утверждении Порядка защиты работников,

сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности администрации __________ сельсовета _________ района Тамбовской области».

По результатам рассмотрения модельных проектов прокурора представительными органами местного самоуправления принято 11 соответствующих решений, исполнительными – 11 постановлений.

Таким образом, в порядке законодательной инициативы прокурором района в 1 полугодии 2019 года инициировано принятие 22 нормативных правовых актов.

 Помимо разработки и внесения в органы местного самоуправления модельных проектов нормативных правовых актов, прокуратура района принимала участие в муниципальном нормотворчестве путем направления информационных писем с предложениями о необходимости приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов; представлений об устранении нарушений федерального законодательства, в т.ч. с указанием на необходимость принятия соответствующих НПА, а также путем проведения межведомственных совещаний по проблемам муниципального нормотворчества.

В ходе надзорных мероприятий в отчетном периоде выявлялись пробелы в муниципальном нормотворчестве, связанные с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов, в связи с чем, в анализируемый период прокурором района в адрес глав муниципальных образований в сфере нормотворчества было внесено 25 представлений об устранении нарушений законодательства, все рассмотрены и удовлетворены. 12 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

         Кроме того, в органы местного самоуправления направлено 37 информационных писем.  При этом, направленные в органы местного самоуправления информации преимущественно содержали предложения о необходимости внесения изменений в действующие и принятия необходимых нормативных правовых актов в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от  31.12.2017 № 503-ФЗ  в Федеральные законы от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступившими в силу с 1 января 2019 года.

Федеральным законом от 19.07.2018 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" дополнен статьёй 8.1. «Полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения».

В этой связи прокурором района представительным органам 11 поселений направлены предложения о внесении в план нормотворческой деятельности на второе полугодие 2019 года разработку и утверждение решения «О внесении изменений в Положение «Об организации в границах Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области газоснабжения населения».

         Представительными органами 11 поселений предложения прокурора района учтены при утверждении плана нормотворчества на 2 полугодие 2019 года.

         В целях повышения правовой грамотности муниципальных служащих органов местного самоуправления, а также улучшения качества подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов, прокуратурой Ржаксинского района в 1 полугодии 2019 года инициировано и проведено 4 межведомственных совещания по проблемам муниципального нормотворчества и 1 мероприятие по повышению квалификации.

 

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции                                                          И.А. Болдырева

>