Участие прокуратуры Ржаксинского района в правотворческой деятельности органов местного самоуправления

На территории Ржаксинского района находятся 12 муниципальных образований (10 сельских поселений, Ржаксинский поссовет и Ржаксинский район), в соответствии с уставами которых прокурор района наделен правом нормотворческий инициативы.

В 2020 году работники прокуратуры района принимали участие в правотворческой деятельности представительных и исполнительных органов указанных муниципальных образований.

         Проведенным анализом установлено, что в отчетный период органами местного самоуправления района принимались нормативные правовые акты преимущественно в сфере предоставления муниципальных услуг и осуществления муниципального контроля.

         В отчетный период сотрудниками прокуратуры района проведена экспертиза проектов 775 нормативных правовых актов.

Из них в 33 проектах нормативных правовых актов выявлены противоречия действующему законодательству, в 27 из которых установлено наличие коррупциогенного фактора. На указанные проекты НПА прокурором района принесены замечания (составлены отрицательные заключения). Все заключения прокурора рассмотрены органами местного самоуправления и удовлетворены, в принимаемые НПА внесены соответствующие изменения.   

         В целях обеспечения законности принимаемых представительными органами муниципальных образования решений о внесении изменений и дополнений в Уставы, в отчетный период прокуратурой района подготовлено 6 отрицательных заключений на проекты решений представительных органов сельских поселений района «О внесении и дополнений в Устав муниципального образования» (на принятие в первом чтении). Все рассмотрены и удовлетворены.

6 замечаний принесено на проекты постановлений «Об утверждении порядков формирования перечня налоговых расходов муниципального образования и осуществления оценки налоговых расходов муниципального образования» в виду их противоречия ч.1 ст. 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилам формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 N 439.

В частности, проектом Порядка не были определены кураторы налоговых расходов, в связи с чем изложенный в подпунктах 2.4 – 2.7 пункта 2. проекта порядок взаимодействия Администрации и кураторов налоговых расходов сельского поселения содержал коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, т.е. широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).

         11 отрицательных заключений принесено на проекты постановлений «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма» в связи с не соответствием Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Выявлено, что 2.3.4 проекта АР не соответствует ч.1 ст.7 ФЗ № 210 и не содержит запрета требования от заявителя  информации и документов,  отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

В том числе Проект не содержал исключения, установленные п.4 ч.1 ст.7 ФЗ № 210, в связи с чем указанное образует  коррупциогенный фактор,  предусмотренный подпунктом «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

- 10 отрицательных заключений подготовлено на проекты постановлений администраций сельсоветов Ржаксинского района Тамбовской области «Об утверждении положения «О порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета». Выявлено, что предлагаемые к принятию проекты постановлений к вопросам местного значения сельского поселения не относится, то есть им регулируются правоотношения, находящиеся в компетенции другого органа.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ указанные вопросы являются вопросами местного значения исключительно муниципальных районов. В этой связи, изученные проекты постановлений содержали коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Все заключения прокурора рассмотрены органами местного самоуправления и удовлетворены.

В 2020 году прокурором района разработан и внесен в порядке законотворческой инициативы в органы местного самоуправления 1 модельный проект нормативного правового акта -  постановления «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство».    По результатам рассмотрения модельного проекта прокурора представительными органами местного самоуправления принято 12 соответствующих решений.

Всего по модельным проектам, согласованным прокуратурой области и направленным в отчётный период в органы местного самоуправления района принято 224 правовых актов.

Кроме того, в порядке нормотворческой инициативы, предусмотренной ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в 2020 году в представительные (законодательные) органы местного самоуправления прокуратурой района направлено 10 проектов решений «О внесении изменений в «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области», которые на отчётную рассмотрены, соответствующие НПА приняты.

 Помимо разработки и внесения в органы местного самоуправления модельных проектов нормативных правовых актов, прокуратура района принимала участие в муниципальном нормотворчестве путем направления информационных писем с предложениями о необходимости приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов; представлений об устранении нарушений федерального законодательства, в т.ч. с указанием на необходимость принятия соответствующих НПА, а также путем проведения межведомственных совещаний по проблемам муниципального нормотворчества.

В ходе надзорных мероприятий в отчетном периоде выявлялись пробелы в муниципальном нормотворчестве, связанные с ненадлежащей реализацией требований федеральных законов, в связи с чем, в анализируемый период прокурором района в адрес глав муниципальных образований в сфере нормотворчества внесено 19 представлений об устранении нарушений законодательства, все рассмотрены и удовлетворены, 25 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в органы местного самоуправления направлено 49 информационных писем. При этом, направленные в органы местного самоуправления информации содержали предложения о необходимости внесения изменений в действующие муниципальные правовые акты в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.04.2020 № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (направлено в администрацию района), необходимости внесения изменений в Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 10.02.2020 N 120 "О внесении изменений в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (направлено в администрации 11 поселений), необходимости внесения изменения в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий в связи с вступлением в силу с 03.10.2020 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», принятое в соответствии с пунктом 3 и абзацем вторым пункта 7 статьи 78, абзацем третьим пункта 2 и абзацем вторым пункта 4 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации (направлено 12 информаций – в 10 сельских поселений, Ржаксинский поссовет и Ржаксинский муниципальный район). Кроме того, в органы местного самоуправления указанных муниципальных образований направлены 12 информаций о необходимости разработки муниципальных нормативных правовых актов во исполнение ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (вступившего в силу с 01.11.2020) согласно которому порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

         В целях повышения правовой грамотности муниципальных служащих органов местного самоуправления, а также улучшения качества подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов, прокуратурой Ржаксинского района в 2020 году инициировано и проведено 2 межведомственных совещания по проблемам муниципального нормотворчества и 1 мероприятие по повышению квалификации.

 

 

Заместитель прокурора района

советник юстиции                                                                      И.А. Болдырева

>