3.8.5.СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

 

Современная социальная инфраструктура Ржаксинского района является системой социально-культурных объектов, предприятий, учреждений и организаций, необходимых для жизнеобеспечения человека и оказывающих социальные услуги населению.
Развитие системы социально-культурного обслуживания населения района относится к одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Администрации Ржаксинского района.
Важными показателями качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность.
Основная задача данного раздела проекта заключается не в определении конкретных сроков строительства новых объектов социально-культурного назначения, а в разработке предложений по оптимизации территориальной организации социальной инфраструктуры района, обеспечивающей максимально возможное выравнивание уровня обслуживания населения по всей территории района.
Но при этом определенный набор социальных услуг, а это, в первую очередь, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, должен обеспечиваться государством (что гарантировано Конституцией РФ).
Система обслуживания населения территории определяется:
·        учреждениями социально-культурной сферы;
·        формированием многоуровневой системы обслуживания (с иерархией центров) с учетом обеспечения населения нормативным количеством учреждений обслуживания.
В работе проведен анализ и даны проектные предложения по территориальному размещению объектов социально-культурного обслуживания, формирующейся социально-культурной системе обслуживания.
Государственная политика в области развития социальной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение среды обитания людей проживающих в сельской местности, улучшение их доступа к социально-культурным услугам.
Предложения по территориальной организации социально-культурного обслуживания Ржаксинского района базируются:
·        на перспективном развитии систем расселения;
·        на развитии дорожно-транспортной се­ти;
·        на учете межселенных трудовых, социально-культурных связей;
·        на особенностях сложившейся социальной инфраструктуры.
Основной задачей территориальной организации социально-культурного обслуживания населения является рациональное размещение (в пределах транспортной и пешеходной доступностей), современных комплексов социально-культурного обслуживания.
В перспективе на территории района социально-культурное обслуживание населения должно базироваться на системе центров обслуживания различных рангов.
С учетом перспективного развития системы расселения района и его планировочной и транспортной структуры наиболее целесообразно следующее построение системы социально-культурного обслуживания населения района.
Рабочий поселок (пгт) Ржакса должен как районный центр концентрировать эпизодические виды обслуживания, распространяющие свое влияние на район в целом. Кроме того, районный центр должен играть роль основного центра концентрации учреждений и предприятий периодического пользования для населения района, в пределах 1,0-0,5 часовой транспортной доступности от них.
Ряд учреждений и предприятий периодического пользования Схемой предлагается сконцентрировать в подцентрах, распространяющих свое влияние на население, проживающее в пределах 15-минутной транспортной доступности от них.
Всего выделено 4 подцентра, причем рабочий поселок (пгт) Ржакса должен также выполнять роль кустового подцентра, наряду с ролью районного центра. К ним относятся: п.Чакино, с.Каменка, с.Большая Ржакса.
В основу системы социально-культурной инфраструктуры обслуживания района входят:
·        учреждения повседневного пользования, располагающиеся в местах проживания или работы населения (детские сады, начальные школы, средние учебные заведения, магазины, места общего пользования для отдыха населения, и др.);
·        учреждения периодического пользования (фельдшерско-акушерские пункты, спортивные залы, бассейны, библиотеки и др.);
·        учреждения эпизодического пользования (дома культуры, предприятия коммунально-бытового обслуживания др.).
Основными принципами организации системы социально-культурного обслуживания района являются:
·        высокий уровень повседневного обслуживания во всех населенных пунктах независимо от их величины;
·        минимальные затраты времени на передвижения от жилья до учреждения обслуживания;
·        комплексность обслуживания;
·        последовательное расширение состава учреждений повседневного, периодического и эпизодического пользования, размещаемых в соответствующих центрах по мере увеличения численности населения, проживающего в зонах обслуживания данных центров.
При организации рациональной системы социально-культурной инфраструктуры в каждом населённом пункте, состав учреждений должен определяться в зависимости от его роли в системе расселения.
Схемой предлагается принцип ступенчатости обслуживания, с обеспечением населения полным комплексом услуг в пре­делах групповых систем населенных мест, с определенным уровнем концентрации объектов социальной ин­фраструктуры в отдельных центрах.  
Принятая ступенчатая система обслуживания предусматривает количественное и качественное нарастание сети учреждений социально-культурного обслуживания в зависимости от:
·        численности насе­ления в зонах влияния центров;
·        характера работы учреждений.
В перспективной системе социально-культурного обслуживания района в населённых пунктах предусматривается строительство новых объектов социальной и культурной сфер обслуживания и реконструкция существующих. 
Схемой рассматриваются три ступени обслуживания:повседневное, периодическое, эпизодическое, зависящие от периодичности пользования учреждениями социальной сферы.
Каждый уровень обслуживания должен иметь тот ассортимент услуг, емкость и радиусы обслуживания, которые соответствуют потребностям населения, обеспечивают экономическую эффективность функционирования системы обслуживания. 
Учреждения повседневного обслуживания должны посещаться с периодичностью пользования не реже 1 раза в неделю.
Предприятия повседневного обслуживания располагаются в непосредственной близости к местам проживания или приложения труда напоселенческом уровне обслуживания.
На перспективу данные учреждения должны обслуживать население, проживающее врадиусе 30 - минутной пешеходной доступности. Для населенных пунктов, постоянное население которых недостаточно для формирования объектов обслуживания или для сезонного населения поселений, предусматриваются выездные формы обслуживания.
Учреждения периодического обслуживания должны посещаться с периодичностью пользования не реже 1 раза в месяц.
Обслуживание этой ступени формирует объекты социальной инфраструктуры местного и районного уровней обслуживания. Объекты периодического обслуживания охватывают население в радиусе 1 часовой транспортной доступности. Для населения района, проживающего за пределами этого радиуса, могут формироваться подрайонные центры, обслуживающие население, в основном, в пределах 30 - минутной транспортной доступности.
Эпизодическое обслуживание не регламентируется радиусом обслуживания и служит основой формирования областного уровня обслуживания.
В состав районного уровня обслуживания входят средние специальные учебные заведения, многопрофильные больницы и медицинские центры, театры, концертные и выставочные залы, полифункциональные центры обслуживания, административно-управленческие центры.
На территории района Схемой предлагается создание четырехуровневой иерархической системы центров социально-культурного обслуживания:
Районная (районный центр), кустовая (центр группы сельсоветов), локальная (центр сельсовета), первичная (прочие населенные пункты).
На территории района предлагается иерархия уровней центров межселенного социально-культурного обслуживания, представленная в таблице 1.
В перспективной системе социально-культурного обслуживания района в населённых пунктах предусматривается строительство новых объектов социальной и культурной сфер обслуживания и реконструкция существующих. 
Таблица 1
СОСТАВ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРУЮЩИМСЯ СТУПЕНЯМ И ЦЕНТРАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Учреждения здравоохранения
Учреждения воспитания, просвещения и образования
Учреждения культуры и искусства
Учреждения физической культуры и спорта
1.Районный уровень рабочий поселок (пгт) Ржакса
Районная больница, родильный дом (или отделение при больнице), женская консультация, районная поликлиника, аптека, станция скорой медицинской помощи
Специализирован. школы, дом творчества детей и молодежи, детский сад.
 
Районный дом культуры, кино-концертный зал, краеведческий музей, районная библиотека.
Детско-юношеские спортшколы, комплекс спортивных сооружений (спортзалы, бассейны открытые), открытые плоскостные сооружения, спортзалы.
2. Кустовой уровень – подцентры: рабочий поселок (пгт) Ржакса, п.Чакино,села Большая Ржакса, Каменка
Участковая больница с ограниченным набором специальностей, поликлиника (отделение), амбулатория.
Средняя школа, детский сад.
Сельский дом культуры или клуб с библиотекой, компьютерный центр.
Спортзал, открытое плоскостное сооружение.
3. локальныйй уровень – центры сельсоветов
ФАП
Детский сад, начальная школа.
 
Клуб с библиотекой.
 
спортивное сооружение, спортплощадка.
4.ПЕРВИЧНЫЙ УРОВЕНЬ – для населенных пунктов
Медпункт.
Детский сад, начальная школа.
Клуб.
Спортплощадка.
Учреждения образования
В районе предполагается реструктуризация сети общеобразовательных учреждений.
Схемой в целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования на селе, предусматривается:
·        реструктуризация сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, при этом обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организация подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности;
·        восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждения образования типа «детский сад-школа», детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении;
·        кардинальное улучшение технической оснащенности сельских школ, завершение их компьютеризации, развитие дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания;
·        восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности;
·        открытие образовательных учреждений нового типа (гимназий, лицеев и др.) для углубленного преподавания профильных учебных дисциплин, организация центров довузовской подготовки учащихся.
Должно быть предусмотрена организация обучения школьников в одну смену, что создаст комфортные условия согласно нормам обеспеченности площадью, позволит разместить в школах компьютерные классы, мастерские, спортивные залы.
Сельская школа, работающая в режиме развития, становится важным фактором подготовки трудовых ресурсов аграрного сектора страны, развития культуры села, решения демографических проблем в деревне, социально-педагогической поддержки сельских жителей.
Основными проблемами сельской школы, подлежащими решению, являются:
·        наличие малокомплектных школ, не обеспечивающих необходимый уровень качества образования;
·        недоступность дошкольных образовательных услуг для широких слоев населения.
При проектировании сети школьных учреждений учитывается множество факторов, один из которых – максимальное приближение школ к местам проживания населения, ряд школ должны выполнять межселенные функции (обслуживать население не только данного поселка или села, но и близлежащих поселений).
Детские дошкольные учреждения относятся к объектам повседневного пользования, поэтому наличие их необходимо в каждом сельсовете.
Система создания филиалов, позволяет снизить затраты и улучшить качество предоставляемых услуг. Эта модель используется при условии интеграции программ дополнительного образования с учебными программами школ и системой воспитательной работы.
Доступность качественного образования напрямую связана с решением транспортной проблемы. На перспективу необходимо продолжить подвоз учащихся из населенных пунктов.
Функционирование и перспективы развития сети образовательных учреждений на селе имеют свои особенности и нуждаются в дальнейшем изучении. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений района – это способ решения тех проблем, которые являются отражением общих сложностей социально-экономической жизни района.
Анализируя ситуацию с рождаемостью, численностью обучающихся, наполняемостью классов в образовательных учреждениях, необходимо:
·        оптимизировать сеть образовательных учреждений в соответствии с особенностями и возможностями районной системы образования; 
·        сохранять образовательные учреждения, имеющие потенциал развития;
·        детально анализировать ситуацию по ликвидации школ в каждом конкретном случае.
Неблагоприятная демографическая ситуация, старение педагогических кадров, ограниченность средств на развитие материальной базы, недостаточное привлечение внебюджетных источников финансирования затрудняют функционирование сельских школ.
В силу объективных причин образовательные учреждения не могут обеспечить нормативную наполняемость классов в связи с размещением школ в отдаленных населенных пунктах, не имеющих дорог с твердым покрытием и нежеланием родителей отправлять детей на обучение в другие населенные пункты.
Таким образом, оптимизация сети образовательных учреждений района является необходимой.
В прямой связи с деятельностью школ и дошкольных учреждений находится решение наиболее значимых социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы сельских жителей.
Учреждения здравоохраненияВ области медицинского обслуживания предусматривается обеспечение доступности для всех групп сельского населения квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи на основе восстановления и расширения сети фельдшерско-акушерских пунктов, создания амбулаторий общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 10–15 км.
Должно быть предусмотрено улучшение доступа сельского населения к областным учреждениям здравоохранения, развития службы скорой медицинской помощи, аптечной сети, распространения выездных форм специализированной медицинской помощи, применения дистанционных форм диагностики.
Основная задача здравоохранения на территории района заключается в поддержке доступности и качества услуг здравоохранения.
Выполнение этих задач позволит обеспечить население района высокотехнологическими видами медицинской помощи, приблизить медицинскую помощь к сельским жителям, организовать выезды бригад врачей в отдельные населенные пункты.
Схемой предлагаетсяразмещение на местном уровне обслуживания (в районном центре) полного комплекса учреждений здравоохранения периодического и частично эпизодического обслуживания. К ним относятся следующие учреждения: районная больница, родильный дом (или отделение при больнице), женская консультация, районная поликлиника, аптека, станция скорой медицинской помощи.
На кустовом уровне обслуживания (в центре группы сельсоветов) предлагается размещение учреждений здравоохранения с полным комплексом периодическо­го и повсе­дневного обслуживания. На этом уровне предлагаются следующие учреждения: участковая больница с ограниченным набором специальностей, поликлиника (отделение), амбулатория, ФАП.
На первичном уровне обслуживания (в центре сельсовета) предлагается размещение учреждений здравоохранения с полным комплексом повсе­дневного и частично периодическо­го обслуживания.  На этом уровне предлагаются следующие учреждения: участковая больница с ограниченным набором специальностей, поликлиника (отделение), амбулатория, ФАП.
На поселенческом уровне (в прочих населенных пунках) предлагается размещение учреждений повсе­дневного обслуживания  с элементарным набором учреждений повсе­дневного обслуживания. На этом уровне предлагаются следующие учреждения: детский сад, начальная школа, медпункт, клуб, спортплощадка.
Учреждения культуры и искусства.Для сохранения и развития сети учреждений культуры и искусства, повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо:
·        проводить реструктуризацию сельских учреждений культуры с учётом демографической ситуации в сельских поселениях;
·        на базе реструктурируемых учреждений культуры необходимо формировать интегрированные учреждения, оказывающие культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-бытовые услуги;
·        в опорных пунктах поселенческой сети создавать современные технически оснащённые социально-культурные комплексы, включающие клуб, библиотеку, детскую школу искусств, филармонические и театральные площадки, консультационные центры для выявления одарённых детей, различные кружки;
·        для обслуживания жителей отдалённых малолюдных населённых пунктов организовать передвижные библиотеки, киноустановки, выезды концертных бригад;
·        создавать музеи, усадебно-этнографические комплексы и другие объекты инфраструктуры сельского туризма.
По результатам проведенного анализа с целью выявления уровня обеспеченности населения учреждениями досугово-культурного назначения, очевидно, что в настоящее время существует дефицит этого типа учреждений.
Схемой предлагаетсяразмещение на районном уровне обслуживания (в районном центре) полного комплекса учреждений культуры периодического и частично эпизодического обслуживания. К ним относятся следующие учреждения: районный дом культуры, киноконцертный зал, краеведческий музей, районная библиотека.
На кустовом уровне обслуживания (в центре группы сельсоветов) предлагается размещение учреждений культуры с полным комплексом периодического и повседневного обслуживания. На этом уровне предлагаются следующие учреждения: сельский дом культуры или клуб с библиотекой, компьютерный центр. На перспективу планируется строительство библиотек, встроенных в Дома культуры.
На первичном уровне обслуживания (в центре сельсовета) предлагается размещение учреждений культуры с полным комплексом повсе­дневного и частично периодическо­го обслуживания. На этом уровне предлагаются следующее учреждение:клуб с библиотекой.
На поселенческом уровне (в прочих населенных пункта) предлагается размещение учреждения повседневного обслуживания – клуб.
Учреждения физкультуры и спорта. Схемой предлагаетсяразмещение на местном уровне обслуживания (в районном центре) полного комплекса спортивных учреждений периодического и частично эпизодического обслуживания.На этом уровне предлагаются следующие учреждения: спортивная детско-юношеская школа, спортивный комплекс, открытые плоскостные сооружения, спортзалы.
На кустовом уровне обслуживания (в центре группы сельсоветов) предлагается размещение спортивных учреждений с полным комплексом периодического и повсе­дневного обслуживания. На этом уровне предлагаются плоскостные сооружения при каждой школе, спортзалы, спортивные площадки.
На первичном уровне обслуживания (в центре сельсовета) предлагается размещение спортивного сооружения с полным комплексом повсе­дневного и частично периодическо­го обслуживания. На этом уровне предлагаются спортивные площадки, спортивные залы.
К центрам первоочередного повышения социально-культурного потенциала относятся: прежде всего, районный центр – рабочий поселок (пгт) Ржакса, центры кустовых систем: п.Чакино, с.Каменка, с.Большая Ржакса, центры прочих сельсоветов.
В этих населенных пунктах развитие должны получить все отрасли социально-культурного обслуживания (здравоохранение, образование, культура, а также физкультура и спорт).
Проектируемая территориальная организация обслуживания населения Ржаксинского района должна быть тесно увязана с развивающейся транспортной инфраструктурой, являющейся основой планировочной структуры района.
Таким образом, предлагается оптимизация территориальной системы обслуживания, отвечающая необходимой степени комфортности обслуживания сельского населения района.
Схема предлагает приоритетные направления развития основных видов учреждений обслуживания, способствующих формированию заложенной в проекте многоуровневой системы обслуживания:
·        увеличение емкости учреждений обслуживания до нормативных значений или до насыщения спроса для всех населенных пунктов района (за счет строительства новых объектов, восстановления ранее закрытых, капитального ремонта и реконструкции действующих);
·        оптимизация структуры отраслей социальной сферы, с использованием предприятий обслуживания новых форматов, с целью удовлетворения потребностей населения для всех уровней обслуживания.
Учреждения социального обслуживания населения.Согласно демографическим прогнозам в ближайшие годы численность граждан старше трудоспособного возраста будет расти.
В этих условиях основной задачей в сфере социального обслуживания населения является повышение доступности, качества и увеличение объёма предоставляемых социальных услуг населению и, прежде всего, гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Схемой предлагается:
В области образования:
·        совершенствование сложившейся в районе системы образования;
·        оптимизация сети образовательных учреждений, в том числе сети малокомплектных школ;
·        рациональное развитие системы дошкольного образования;
·        реализация принципа общедоступности образования (независимо от места проживания).
В области здравоохранения:
·        развитие сети учреждений здравоохранения в районе и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов;
·        оптимизация структуры системы здравоохранения и социальной защиты;
·        повышение доступности и качества медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи;
·        развитие стационарных учреждений здравоохранения и центров социального обслуживания, развитие парка автотранспортных средств.
В области физической культуры и спорта:
·        развитие сети учреждений физкультуры и спорта;
·        развитие сети учреждений образования физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля;
·        формирование функционально-взаимосвязанной системы физкультурно-спортивного обслуживания населения рабочего поселка Ржакса и сельской местности района (для обеспечения единых стандартов проживания).
В области культуры:
·        развитие сети учреждений культуры и искусства;
·        улучшение условий доступа различных групп населения к культурным ценностям;
·        оптимизация системы учреждений культуры и искусства, с созданием многофункциональных объектов культурного обслуживания (включая культурно-спортивные комплексы, киноконцертные залы, клубные учреждения).
На ближайшую перспективу необходимо руководствоваться решениями по развитию масштабных национальных проектов, которые разрабатываются и внедряются в настоящее время в области образования и здравоохранения.

Основным принципом построения системы социально-культурного обслуживания населения Ржаксинского района является функциональное единство сети уч­реждений социально-культурного обслуживания на основе нормативных потребностей городского и сельского населения (с дифференциацией их по различным уровням обслуживания).

>