11. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

 

Ржаксинский район обслуживается железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом (газопровод-отвод).
Общая протяженность транспортных сетей в границах района составляет:
- автомобильных дорог с твердым покрытием - 265 км;
- железных дорог          - 32 км.
Плотность автомобильных дорог (в километрах) на 1000 квадратных километров территории представлена в таблице 1 (по данным Облстата).
Таблица 1
Наименование района
Всего км.
В том числе:
Общего пользования
Федеральные
 областные
местные
Ржаксинский
187,3
94,6
85,5
7,2
По данным Облстата годовой объем перевозок по видам транспорта составляет:
-         железнодорожный транспорт:
·         перевезено пассажиров – 6,2 тыс. чел.,
·         перевезено грузов – 142,3 тыс. тонн;
-         автомобильный транспорт:
·         перевезено пассажиров – 245 тыс. чел.
В ближайшее время в связи с ростом благосостояния населения увеличивается количество индивидуального автотранспорта, наибольшее значение в районе по пассажирским и грузовым перевозкам занимает автомобильный транспорт, производящий в основном внутрирайонные и межрайонные рейсы.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Автодорожная сеть представлена участком дороги Федерального значения М-6 – Каспий, пересекающим район в юго-западной части, протяженностью 10,2 км с цементно-бетонным покрытием и дорогами областного значения.
Дорожная сеть района дополнена внутрихозяйственными дорогами местного значения.
Характеристика основных автомобильных дорог в соответствии с данными администрации района приведена в таблице 2.
Всего автодорог – 335,7 км, в том числе местных – 121,0 км, областных и федеральных – 144 км, с грунтовым покрытием – 70,7 км, что составляет 21% от общего количества автодорог. Необходимо строительство новых автодорог, ремонт и реконструкция старых.
Таблица 2
№ пп
Наименование дорог
Протяженность в границах области,
км
Техническая категория
Основные виды покрытия (ж/бетонное, асфальто-бе-тонное, щебень, гравий и т.д)
Макс. интенсивность движения, авт./сут .
всего
1
Москва-Волгоград
10,2
II-III
бетон
Свыше 3000
Автомоб/сут
2
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский
44,2
III
асфальто-бетон
от 1000до 3000
авт./сут
3.
Каспий-Каменка-Ржакса
31,05
III
-//-
Менее 1000 авт./сут
4
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский- подъезд к р.п.Ржакса
2,4
III
-//-
Менее 1000 авт/сут
5
Каспий-Протасово-Каменка
14,4
III
-//-
Менее 1000 авт/сут
6
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский-Перевоз
23,375
III
-//-
Менее 1000 авт/сут
7
Ржакса-Каменка-Пустоваловка
15,65
IV
-//-
-//-
8
Ржакса-Каменка-Пустоваловка –подъезд к д.Александровка
6,0
-//-
-//-
-//-
9
Ржакса-Каменка-подъезд к п.Пахарь
2,0
-//-
-//-
-//-
10
Пахарь-Александровка
3,0
-//-
-//-
-//-
11
Ржакса –Каменка-п.Первомайский
5,4
-//-
-//-
-//-
12
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский -Серебряное
8,1
-//-
-//-
-//-
13
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский –Серебряное-Золотовка
1,5
-//-
-//-
-//-
14
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский -Федоровка
3,3
-//-
-//-
-//-
15
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский -Ярославка
1,5
-//-
-//-
-//-
16
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский –Чакино-Сампур
10,0
-//-
-//-
-//-
17
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский –Лукино-Богданово
23,0
-//-
-//-
-//-
18
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский –Алкаладка- Казинка
3,1
-//-
-//-
-//-
19
Тамбов-Пенза-Рассказово-Уварово-Мучкапский -Алкаладка
4,0
-//-
-//-
-//-
20
Ржакса-Степановка
12,8
-//-
-//-
-//-
21
Уварово-Ивановка-Степановка
4,8
-//-
-//-
-//-
22
Ржакса-Степановка-подъезд к д.Недобровка
2,9
-//-
-//-
-//-
23
Ржакса-Степановка-подъезд к с.Отхожее
6,2
-//-
-//-
-//
24
Тамбов-Пенза-Расска-зово-Мучкап-Маяк
2
V
щебень
-//-
25
Тамбов-Пенза-Рассказово-Мучкап-Натальевка
2
-//-
а/бетон
-//-
26
Тамбов-Пенза-Рассказово-Мучкап-Новоалександровка
1,0
-//-
грунт
Менее 500 авт/сут
27
Ржакса-Каменка-Гавриловка
1,0
-//-
щебень
-//-
28
Ржакса-Ольгино
13,7
IV
а/бетон
Менее 1000 авт./сут
29
Ржакса-Степановка-Гавриловка
1,0
V
щебень
Менее 500 авт/сут
30
Ржакса-Каменка-Волхоищена-Федоровка
0,95
-//-
грунт
-//-
31
Каменка-Новая деревня
0,75
-//-
-//-
-//-
32
Ржакса-Каменка-Чичкановский
0,7
-//-
-//-
-//-
33
Ржакса-Каменка-Мордвиновка
3,5
-//-
-//-
-//-
34
Лукино-Богданово-Солдатские дворики- Ивановка
7,0
-//-
-//-
-//-
35
Лукино-Богданово-Солдатские дворики- Ивановка-Павловка
3,0
-//-
-//-
-//-
36
Рассказово-Мучкап-Золотовка-Балатниково
3,5
-//-
-//-
-//-
37
Ржакса-Степановка-Михайловка
5,0
-//-
-//-
-//-
38
Вишневка-Пустоваловка
6,5
-//-
-//-
-//-
39
Ржакса-Каменка-Пустоваловка-Толмачи
2,5
-//-
-//-
-//
40
Ржакса-Каменка-Пустоваловка-Толмачи-Карла Маркса
2,0
-//-
-//-
-//-
41
Ржакса-Каменка-Пустоваловка-Толмачи-Садовый
2,0
-//-
-//-
-//-
42
Краснохуторский-Малиновский
5,5
-//-
-//-
-//-
43
Богданово-Ширловка-Пущино
7,5
-//-
-//-
-//-
44
Волхонщина-Журавлино-Вершика
1,0
-//-
-//-
-//-
45
Москва-Волгоград-Петровский
1,5
-//-
-//-
-//-
46
Москва-Волгоград-Петровский-Ракитино
1,0
-//-
-//-
-//-
47
Ржакса-Ольгино-Можайка
1,0
-//-
-//-
-//
48
Рассказово-Мучкап-Ржакса-Семеновка
1,5
-//-
-//-
-//-
49
Чакино-Ивановка
2,0
-//-
-//-
-//-
50
Чакино-Вороновка
2,0
-//-
-//-
-//-
51
Чакино-Тимофеевка
6,0
-//-
-//-
-//-
52
Александровка-Изобилино
3,3
-//-
-//-
-//-
Проектные предложения
В основу перспективной сети автодорог района положена исторически сложившаяся сеть дорог, достаточно развитая, но отстающая от потребностей народного хозяйства по качеству.
Дальнейшее развитие и усовершенствование автодорожной сети диктуется развитием сельскохозяйственного и промышленного производства, изменяющейся системой расселения и задачами по освоению растущих объемов транзитных перевозок грузов, пассажиров и увеличением личного транспорта.
Предложения по перспективному развитию сети автодорог, очередности строительства и реконструкции предполагаются с учетом обеспечения транспортных связей райцентра и населенных пунктов района с соседними районами, железнодорожными станциями, пунктами сбыта продукции и областным центром.
На расчетный срок по автодороге Федерального значения,
М-6 – «Каспий» (
I-II категорий), предполагается реконструкция ее отдельных участков II категории с переводом после реконструкции в I категорию.
В первую очередь, до 2011 года схемой предлагается ремонт и реконструкция автодорог (съезды с автодороги Рассказово-Уварово) к поселениям Лукино-Богданово; к поселениям Золотовка-Серебряное-Калиновка; Ржакса-Степановка и Ржакса-Алкаладка-Казинка.
Вторая очередь – 2011-2020 гг.: Ржакса-Можайка-Ольгино; съезд с автодороги Рассказово-Уварово к д.Траковка; Каменка-Афанасьевка-Вишневка-Пустоваловка; Каменка-Волхонщина – автородора М-6 «Каспий».
На расчетный срок схемой предусматривается строительство и реконструкция автодорог по наиболее рациональным и коротким направлениям сообщений с соседними районными центрами и городами.
Для проезда в Сампурский район предусматривается реконструкция и ремонт участка автодороги Чакино–граница с Сампуским районом–Верхроценье–Сампур. С Инжавинским районом – Ржакса–Большая Ржакса–Перевоз–граница с Инжавинским районом–Красный Октябрь–Инжавино. С Жердевским районом – Ржакса–Волхонщина–М-6 «Каспий»–граница с Жердевским районом–Туголуково–Жердевка. С Уваровским районом – ремонт и реконструкция участка областной автодороги Рассказово–Уварово.
В названных районах схемой также предусматривается ремонт и реконструкция указанных автодорог, обеспечивающих наиболее удобную и короткую связь между районами.
С окончанием строительства названных автодорог предполагается обеспечение транспортными связями всех перспективных объектов.
Расположение транспортных сетей показано на схеме «Транспортно-инженерная инфраструктура».
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Парк автомобилей района составляет 5497 единиц, в том числе: автобусов – 42, из них частных – 2; грузовых – 1881, из них частных – 207; легковых – 3574, из них ведомственных –320, частных – 3254.
Уровень автомобилизации района составляет 275 автомобилей на 1000 жителей.
Пассажирские перевозки производит МУП Ржаксинское АТП по 10 маршрутам. 
С ростом благосостояния населения в ближайшее время и на перспективу предусматривается увеличение количества индивидуального автотранспорта, поэтому возможно уменьшение количества рейсов по маршрутам и эксплуатация автобусов меньшей вместимости, а также сокращение пунктов перевозок в связи с отрицательными показателями прироста населения и его миграцией в пригородные зоны.
В настоящее время и на перспективу район обеспечен автозаправочными станциями и предприятиями для ремонта автотранспорта.
По маршрутам движения автобусов оборудованы автопавильоны, в райцентре имеется автостанция.
Проектные предложения
Перспективные объемы грузовых и пассажирских перевозок определялись с учетом размещения производственных сил района. Общее количество автомашин по прогнозу администрации района приведено в таблице 3.
Таблица 3
пп
 
Показатели
Отчетный
год
Прогноз
2010 г.
 
2020 г.
1.
Общее количество автомашин
5497
7259
12569
 
В том числе:
 
 
 
 
а) автобусов
из них частных:
42
2  
54
12  
69
16  
 
б) грузовых
из них частных
 1881
207  
1935
290  
2550
320  
 
в) легковых
в том числе из легковых:
3574
5270
9950
 
- ведомственные юридические
320
357
460
 
- индивидуальные
3254
4913
9490
 
- такси
-
-
 
Из прогнозных данных таблицы 3 видно, что к 2020 году значительно увеличится количество частных легковых автомашин, поэтому возможно уменьшение количества рейсов автобусов и эксплуатация автобусов меньшей вместимостью.
В соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений», уровень автомобилизации района с учетом динамики численности населения (оптимистичный прогноз) представлен в таблице 4.
Таблица 4
Уровень автомобилизации в Ржаксинском районе

 
2010 г.
Расчетный срок
 
Легковых
 
4800
 
5500
в том числе: такси
 
60
 
80
грузовых
 
660
 
960
автобусов
60
70
Всего
5460
6530

 
При расчетах рекомендуется пользоваться данными таблицы 4.
Увеличения количества АЗС на перспективу не предусматривается. Возможно строительство фирменных станций обслуживания автомобилей и частных АЗС.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
С северо-запада на юго-восток территорию района пересекает железная дорога «Тамбов-Балашов» однопутная, обслуживается тепловозной тягой, имеются 2 железнодорожные станция Ржакса и Чакино, обе – 5 класса, промежуточные. По основной станции Ржакса перевезено пассажиров – 6,2 тыс. чел/год, погружено грузов – 142,3 тыс. тонн/год, выгружено – 12,6 тыс. тонн/год. По станции Чакино нет данных.
Для района в целом железная дорога является рентабельной для перевозок на большие расстояния.
В 2020 году и на расчетный срок объем грузовых и пассажирских перевозок увеличится, Схемой предлагаются работы по электрификации участка дороги Тамбов–Сатинка–Ржакса и реконструкция путевого хозяйства.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
В районе аэродромов нет и на ближайшую перспективу не предусматриваются. Площадки для самолетов сельхозавиации не используется.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ (продуктопроводы, нефтепроводы).
В районе продуктопроводов и нефтепроводов нет, и строительство не предусматривается.
Газопроводы - см. раздел газоснабжение.
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
По восточной границе района, в центральной части протекает река Ворона, по территории района протекают реки Сухая Ржакса, Вязовка и Савала, реки мелководные.

На расчетный срок, при наличии разведанных полезных ископаемых и строительных материалов возможно промышленное судоходство по реке Ворона.

>